Сайт педагога-психолога и учителя ИЗО

МБОУ СОШ с. Ильинское

МО "Томаринский ГО"

Сахалинской области

Ужвюк Марины Владимировны

Психолого-педагогическое сопровождение реализации основной, дополнительной и адаптированных образовательных программ

 

 

 

Методические основы разработки программы психолого-педагогического сопровождения ФГОС ООО

 

   Требования к реализации Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) основного и начального общего образования являются основой модернизации системы образования на современном этапе. ФГОС задает ведущие направления образования современного ребенка, ставит задачи и определяет содержательные акценты процессов обучения, воспитания и развития.

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который предполагает:

  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся;

  • обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося;

  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы

     Отсюда следует, что введение федеральных государственных стандартов общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы.

    Работа по психолого-педагогическому сопровождению, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Основным приоритетом работы, предметом деятельности в рамках психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС ООО является создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы
образовательного учреждения и достижение планируемых результатов её освоения.

 

     Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования:

• обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учётом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;

• формирование и развитие психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса;

• обеспечение вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

 

       Программа психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений в условиях введения и реализации ФГОС ООО

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе психолого-педагогическим условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

По аналогии и Программа психолого-педагогического сопровождения введения и реализации ФГОС ООО включает в себя требования к:

1) структуре программы;

2) условиям её реализации;

3) результатам психолого-педагогического сопровождения.

    Основная образовательная программа общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. Поэтому же пути логично пойти при проектировании Программы психолого-педагогического сопровождения в условиях ФГОС.

 

     Структура Программы психолого-педагогического сопровождения

Обеспечение психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы школы включает в себя психолого-педагогическое обеспечение программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования, программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, программы воспитания и социализации обучающихся, программы коррекционной работы.

 

1. Пояснительная записка

Принципиальное отличие федеральных государственных стандартов заключается в том, что целью образования является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе должны занимать психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

В качестве основных образовательных результатов выступают компетенции: предметные, метапредметные и личностные, - именно они и становятся теми критериями, по которым будет оцениваться работа по психолого-педагогическому сопровождению. Необходимость измерения метапредметных и личностных компетенций требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога- психолога.

В связи с этим возникла необходимость разработки Программы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС ООО в 5-9 классах, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, и с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов.

Программа «Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО» основывается на учете возрастной специфики обучающихся на ступени основного общего образования и обеспечивает преемственность с содержанием и формами психолого-педагогического сопровождения на уровне начального общего образования.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11-13 лет, 5-7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы) характеризуется:

— бурным, скачкообразным характером развития;

— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;

— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;

— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;

— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом;

— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий (СМИ, телевидение, Интернет).

Теоретико-методологическими основами разработки Программы являются общие положения личностно-деятельностного подхода в психологии (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская); основные концептуальные положения развития личности на различных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, Л.И. Божович); современные концепции психологического сопровождения (М.Р. Битянова, Е.И. Казакова, Е.А. Козырева, Т.И. Чиркова).

В данной Программе используется концепция психолого-педагогического сопровождения М.Р. Битяновой, которая определяет сопровождение как систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения. Она видит задачу педагога-психолога при взаимодействии с ребенком в создании условий для «продуктивного продвижения по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи». Сопровождение как целостная деятельность всех субъектов образовательного процесса всецело определяется тремя основными взаимосвязанными компонентами по М.Р. Битяновой:

1) систематическим отслеживанием психолого-педагогического статуса ребенка, динамики его психического развития в процессе обучения;

2) созданием социально-психологических условий для развития личности каждого ребенка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);

3) созданием специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в обучении и развитии детям с особыми образовательными потребностями (в рамках специального образовательного компонента).

 

2.Цель и задачи Программы

Цель Программы: Обеспечение оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и успешного освоения основной образовательной программы основного общего образования в условиях введения и реализации ФГОС ООО.

Для достижения цели и требований Стандарта в Программе решаются следующие задачи:

создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся;

разработка критериев и методов оценивания сформированности метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;

разработка системы повышения квалификации педагогов и просвещения родителей в вопросах формирования метапредметных и личностных компетенций;

использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа (программы развивающие, профилактические и коррекционные);

участие в проектировании индивидуально-ориентированных образовательных траекторий детей разных категорий (дети с ОВЗ, одаренные дети, дети группы риска, опекаемые дети);

психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся (проектная и исследовательская деятельность, поддержка олимпиадного движения, дистанционное обучение).

Программа обеспечивает вариативность направлений и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательных отношений.

 

3. Основные направления психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО.

Сохранение и укрепление психологического здоровья.

Формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Создание здоровьесберегающей среды, способствующей развитию личности школьника посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использованию интерактивных методов обучения здоровью.

Развитие психологической культуры.

Дифференциация и индивидуализация обучения.

Мониторинг возможностей и способностей обучающихся.

Выявление и поддержка детей с особыми образовательными потребностями.

Выявление и поддержка одарённых детей.

Поддержка детских объединений и ученического самоуправления.

Психолого-педагогическая поддержка участников олимпиадного движения.

Формирование коммуникативных навыков.

Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

 

4. Уровни системы психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

В целях реализации принципа диверсификации психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений в условиях реализации ФГОС ООО осуществляется на уровнях: индивидуальном, групповом, уровне класса, уровне образовательного учреждения. При этом особое внимание уделяется переходным этапам в развитии и образовании детей.

Педагоги, специалисты сопровождения, родители и ребёнок выступают активными субъектами психолого-педагогического сопровождения, организующими деятельность в рамках сопровождения.

 

5. Основные формы сопровождения

1. Профилактика – предупреждение возникновения дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Профилактическая деятельность обеспечивает решение проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:

· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;

· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;

· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.

2. Диагностика – индивидуальная (углубленная) и групповая (скрининг) – выявление наиболее важных особенностей формирования универсальных учебных действий, поведения и психического состояния школьников, соответствия уровня развития личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества, которые должны быть учтены в процессе сопровождения с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития ребенка.

3. Консультирование (индивидуальное и групповое) – оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению, помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.

Групповое консультирование - информирование всех участников образовательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) – формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

5. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленными в процессе диагностики. Направлена на уменьшение степени выраженности патологии, ее поведенческих последствий; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.

6. Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Сюда же относится приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.

7. Экспертиза образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательного учреждения.

 

Особенности психолого-педагогического сопровождения по каждой категории участников образовательного процесса:

Цель психолого-педагогического сопровождения обучающихся:

формирование у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья,

достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, стремления к личностному развитию и успешной социализации.

Психолого-педагогическое сопровождение педагогов имеет своей целью активизацию инновационной деятельности учителя, освоение новых технологий и методов работы.

Задачи сопровождения:

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области знаний психологических особенностей формирования личности, методического и технологического обеспечения процессов ее развития, диагностики качественных изменений, интеграции воздействий на личность ребенка в процессе обучения, воспитания, развития и социализации;

- повышение уровня личностной регуляции: управлять своим поведением, справляться с жизненными вызовами, достигать необходимого уровня успешности в профессиональной деятельности, развиваться, совершенствоваться в личностной сфере;

- предупреждение проблем профессионального выгорания и деформации.

Цель психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся: повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и обучения ребенка в условиях введения ФГОС ООО.

 

6. Модель психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса

Психолого-педагогическое сопровождение с учетом современных требований является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:

  •  научность

  •   системность

  •   комплексность

  •   превентивность

  •   открытость

  •   технологичность 

7. Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ООО.      

Создание системы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС в образовательном процессе с учетом преемственности его содержания и форм, а также специфики возрастного психофизического развития обучающихся, профессиональных возможностей и потребностей участников образовательных отношений;

Психологизация учебно-воспитательного процесса, создание комфортной развивающей образовательной среды в свете требований ФГОС ООО;

Улучшение качества психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня профессиональной мотивации, компетентности педагогов и родителей в условиях реализации ФГОС ООО.

Результативность деятельности педагога-психолога определяется следующими критериями:

достижение учащимися результатов освоения основной образовательной программы;

психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;

обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;

сформированность психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;

сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;

обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализации индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;

функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;

сформированность коммуникативных навыков обучающихся;

обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;

вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная работа, развивающая работа, просвещение, экспертиза).

 

 


 

   

Реализация адаптированной образовательной программы в условиях образовательных организаций



     Одним из важных положений Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» является определение содержания специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). Особое внимание в разработке требований к специальным условиям для получения образования обучающимися с ОВЗ уделяется созданию специальных образовательных программ.  Например, требования к разработке адаптированной образовательной программы «… для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».

     Обучение детей с ОВЗ по данной программе осуществляеться в условиях общеобразовательной организации, если программа разработана:

– для каждого ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном классе;

– для детей с различными видами нарушений, обучающимся по АООП, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ОВЗ (до 01.09.2013г. - образовательные программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов (Статья 79, п.5. ФЗ № 273 от 29.12.2012г.).

     Приняв за основу положения Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» в направлении реализации прав детей с ограниченными возможностями (инвалидностью) на доступное и качественное образование, выделяем базовые организационно-педагогические условия реализации адаптированных образовательных программ:

1. Нормативно-правовое обеспечение образовательного и воспитательного процесса. Реализация этого условия включает обеспечение образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивное образовательное пространство. Необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. Например, договор с родителями ребенка с ОВЗ, в котором будут зафиксированы права и обязанности всех субъектов инклюзивного образовательного пространства, определены правовые механизмы изменения образовательного маршрута в соответствии с возможностями ребенка. 

2. Программно-методическое обеспечение образовательного и воспитательного процесса как одного из важных условий реализации адаптированной образовательной программы. Программно-методическое обеспечение определяет возможности доступа для всех субъектов образовательного процесса к информации по реализации АОП, планируемыми в ней результатами, организацией образовательного процесса.

В рамках реализации АОП, образовательная организация должна быть обеспечена удовлетворяющими особым образовательным потребностям детей с ОВЗ соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам. Специалисты сопровождения должны иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам. В библиотеке образовательной организации должен быть собран комплект специальной учебно-методической литературы для детей с ОВЗ.

3. Применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся с ОВЗ современных педагогических технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы. Необходима адаптация содержания учебного материала для освоения ребенком с ОВЗ. Адаптация имеющихся или создание новых учебных и дидактических материалов. Организация уроков, внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей.

При разработке АОП необходимо привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса – создание психолого-медико-педагогического консилиума ОО. Организация координации членов консилиума, членов территориальной ПМПК и педагогического коллектива образовательной организации в целом.

     В задачи деятельности психолого-медико-педагогических комиссий входит процесс варьирования, индивидуализации специальных условий реализации адаптированной образовательной программы. Определение образовательного маршрута и условий его реализации.

     Важно, что в процессе оценки эффективности реализации АОП уделяется место оценке качества и полноты создания для ребенка с ОВЗ специальных условий полноценного его включения в образовательный процесс в соответствии с его индивидуальными особенностями и возможностями.

Комплексное психолого-педагогическое и социальное сопровождение обучающихся с ОВЗ должно быть направлено на формирование оптимальных психолого-педагогических коррекционно-развивающих условий воспитания и образования, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Психолого?педагогическое и социальное сопровождение должно обеспечивать развитие механизмов компенсации и социальной интеграции каждого ребенка с ОВЗ.

     В процессе разработки адаптированной образовательной программы администрация общеобразовательной школы решает следующие задачи:

1. Создание условий для освоения основной образовательной программы всеми обучающимися школы в соответствии с их возможностями и образовательными потребностями:

– организация без барьерной, развивающей пространственно-предметной среды;

– создание в школе атмосферы эмоционального комфорта, взаимоотношений между членами коллектива и учащимися в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ребенка с ОВЗ;

– организация образовательного процесса в соответствии с требованием качества и доступности образования для всех категорий учащихся.

2. Оптимальные условия для профессиональной деятельности педагогов и специалистов сопровождения, осуществляющих включение ребенка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс:

– организация психолого-педагогического сопровождения всех участников педагогического процесса, функционирование школьного психолого-педагогического консилиума; 

– привлечение дополнительного ресурсного обеспечения в случае дефицитов в области финансового, организационного, методического обеспечения деятельности специалистов образовательной организации;

– стимулирование использования адекватных возможностям детей с ОВЗ педагогических технологий, методов, форм организации учебно-воспитательного процесса;

– разработка индивидуальных образовательных маршрутов и программ для детей с ОВЗ.

     Важно, что в процессе разработки и реализации адаптированных образовательных программ нужно учитывать приоритеты в развитии и социальной адаптации детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде: приоритет социальной адаптации ребенка; природосообразность образовательных задач и методов, используемых в образовательном процессе. Развитие различных сторон психики ребенка в соответствии с логикой нормативного онтогенеза и одновременным учетом его особенностей. Формирование коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, в том числе и на невербальном уровне.

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы опирается на следующие положения: 

– Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей с ОВЗ.

– Преобладание в образовательном процессе практической деятельности.

– Адаптация содержания программного материала, изменение объема, упрощение программного материала, применение специальных образовательных программ.

– Включение в адаптированную образовательную программу коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на социальную адаптацию и овладение бытовыми навыками.

– Использование в образовательном процессе вариативных форм организации образовательного процесса: фронтальной, групповой, индивидуальной.

– Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение реализации адаптированной образовательной программы, разработка индивидуального учебного плана.

– Привлечение родителей к процессу реализации адаптированной образовательной программы.

Структура адаптированной образовательной программы ребенка может включать несколько модулей, в зависимости от образовательных потребностей и психофизических особенностей ребенка с ОВЗ:

– индивидуальный учебный план, в котором определены объем и формы организации образовательного процесса, в том числе занятия коррекционно-педагогической и психологической направленности (групповые, подгрупповые, индивидуальные);

– адаптированные программы учебных предметов, изучаемых в рамках основной образовательной программы школы;

–    программы коррекционно-педагогической и психологической направленности, разработанные в соответствии с психофизическими особенностями и образовательными потребностями детей с ОВЗ. Это программы: педагога-психолога, учителя-дефектолога (олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога), учителя-логопеда.

– программы дополнительного образования детей, включающие элементы программ специальных учебных предметов, необходимые для компенсации нарушений детей с ОВЗ.

     Важными элементами структуры адаптированной образовательной программы являются:

– мониторинг достижений обучающегося, в котором конкретно определены результаты реализации программы на уровне динамики показателей психофизического и психологического развития, обучающегося с ОВЗ и уровне развития ключевых компетенций;

– заключение и рекомендации, в которых формулируется обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики и заключение о реализации адаптированной индивидуальной программы в целом. Обсуждение данного вопроса осуществляется в рамках итогового заседания психолого-педагогического консилиума в конце учебного года и динамического обследования ребенка на ПМПК.

 

 


 

   

Психолого-педагогической сопровождение дополнительного образования

 

     В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – это психолого-педагогическое сопровождение.

     Психолого-педагогическое сопровождение — система деятельности педагога-психолога и педагога, которая направленна на создание благоприятных социально-психологических условий, обеспечивает сохранение и укрепление психического здоровья ребенка, содействует в разрешении проблем. Психологическое сопровождение понимается как система организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для всех субъектов образовательного учреждения.

    Сопровождение дополнительного образования детей - это содействие в создании ситуации, обеспечивающей позитивное развитие личности.

     Целью психолого-педагогического сопровождения заключается в сохранении психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса; создании социально-психологической ситуации для самораскрытия и самореализации личности в условиях дополнительного образования; формировании психологической культуры родителей и педагогов образовательного учреждения.

    Исходя из цели, были определены основные задачи психологического сопровождения воспитанников, их родителей и педагогов:

- развитие способности к взаимопониманию;

- развитие навыков конструктивного общения;

- формирование чувства ответственности и самостоятельности;

- стимулирование познавательной активности;

- тренировка навыков саморегуляции;

-развитие творческого мышление;

- формирование чувства уверенности в себе;

- формирование системы представлений и знаний о себе и своих возможностях.

    Психолого-педагогическое сопровождение позволяет:

  • сформировать позитивное взаимоотношения между всеми участниками образовательного процесса (воспитанники, родители и педагоги);

  • повышать уровень психологических знаний родителей и педагогов об основах воспитания, обучения и развития ребенка;

  • создавать условия для реализации творческого потенциала и способностей воспитанников, самореализации и самосовершенствования педагогов, саморазвития и личностного роста родителей.

     Сопровождение основывается на следующих принципах:

1.Принцип личностного подхода — развитие личности рассматривается в единстве с физическим и общим психическим развитием ребенка.

2. Принцип непрерывность - воспитание является многогранным и многофакторным процессом, который не ограничивается ни временными, ни возрастными рамками.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя "как дома". Психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи, умение осуществлять систематический перебор вариантов, сравнивать их и находить оптимальный вариант. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для исправления.

5. Принцип творчества (креативности) – максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности обучающихся, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности, умение создавать новое, находить нестандартное решение проблем стали сегодня неотъемлемой составной частью реального жизненного успеха любого человека. Поэтому, развитие творческих способностей приобретает в наши дни общеобразовательное значение.

     Основной функцией сопровождения дополнительного образования детей является содействие в создании ситуации, обеспечивающей позитивное развитие личности всех участников учебно-воспитательного процесса.

     Основными формами сопровождения является:

  • профилактика;

  • диагностика;

  • консультирование;

  • развивающая и коррекционная работа;

  • психологическое просвещение.

 Профилактика

Деятельность по психологической профилактике направленна на предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

Для этого проводится целенаправленная и систематическая работа с педагогами и родителями, через консультации и индивидуальные беседы:

- по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;

- выявлению детей группы риска;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи.

- содействие благоприятному эмоционально-психологическому климату в педагогическом и детском коллективах. В педагогическом коллективе проводились тренинги по эмоциональному выгоранию педагогов. В объединениях Центра проводятся тренинги по созданию положительного эмоционального настроения и атмосферы, формирование социального доверия, чувства принадлежности к группе, общности и сплочённости, подготовке детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;

Диагностика

Проводится по запросам родителей, педагогов, администрации Центра цель которых выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса.

Психологическая диагностика в данном случае предусматривает:

получение своевременной информации об индивидуально-психологические особенностях детей и подростков, отследить динамику процесса развития, необходимую для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;

выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей, обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного развития.

 Работа по развивающей и психокоррекционной работе строится на взаимодействии психолога с детьми и взрослыми, которое обеспечивает психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а также личностного роста.  

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками;

консультированию администрации Центра внешкольной работы педагогов, по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;

консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;

Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:

повышению психологической культуры населения (имеется страничка психолога на сайте школы)

формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста у педагогов, родителей;

Предполагаемые результаты воздействия психолого-педагогического сопровождения на воспитанников, родителей и педагогов:

  • гармоничное развитие учащихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;

  • развитие творческих способностей;

  • формирование и развитие коммуникативных навыков;

  • развитие мотивации к образованию;

  • успешная адаптация учащихся в учебно-воспитательном процессе.

 

Дата последнего обновления страницы 23.06.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»